— Вы участник симфонического оркестра musicAeterna, вы играли со многими известными дирижерами, по сути представитель типичной академической среды. Как случилось, что академический музыкант создал проект современной музыки?
У меня несколько проектов, которые объединены в такую концептуальную конструкцию, которую я называю «Лаборатория альтернативной истории музыки», где я разрешаю себе разные эксперименты. Я долго вынашивал внутри себя историю соединения современной музыки со старинной, по сути с музыкой Средневековья. Точнее сказать от Средневековья до раннего Возрождения, когда зарождалась полифония. И мне хотелось соединить это с импровизационными жанрами, условно джазовыми, я говорю условно, потому что это гораздо шире. Эти два мира — старинной музыки, и мир, назовём его грубо, постджаза, в культуре максимально отдалены друг от друга. И тем не менее по своей сути они очень близки, потому что средневековая музыка подразумевает импровизацию. Как в джазовом стандарте текст пишется на страницу, а стандарт можно играть 20 минут, также в средневековой музыке пишется хорал, дальше на этот хорал накладывается импровизация. Это не отсебятина, она создается по определенным законам. Это все надо знать, изучать эти правила, специфику той страны и того времени, когда хорал был написан. И в этом смысле это очень схоже с джазом — ощущение грува, особое ощущение ритма, которое ушло в классической музыке на второй план после французской революции, в романтический период. И получается, что есть огромная зона общего между этими разными мирами, но тем не менее, они не могли встретиться, потому что между ними существует этот рубикон романтической культуры, который ни одни, ни другие, как правило, не пересекают. Но сейчас все меняется, мы становимся более дерзкими и мы готовы устроить встречу этих двух миров.
— Импровизация, несмотря на то, что в этом слове заложена свобода, все равно строится по законам, как это работает здесь?
Конечно, это нельзя грубо напрямую соединить. Здесь есть такие сложности и тонкости, которые нужно очень хрупко сращивать. Играть кларнетисту и гитаристу в средневековой стилистике очень сложно, это абсолютно другой язык. Это не просто близкие языки, как, например, французский и итальянский, это как французский и арабский или китайский. Отличается и владение ритмом, и ощущение сильных долей, ощущение прикосновения к нотам. Если музыканту просто дать ноты и сказать, давай играй линию григорианского хорала, ничего не получится, потому что как раз вся тонкость и красота этой музыки в его игре не сохранится. Мы ищем тот небольшой угол, под которым можно войти в это запрещенное пространство. Связующим для всего являются четыре основных жанра, которые тоже хорошо, как кубики лего, склеиваются между собой: это нойз, эмбиент, техно и арт-рок. И правильная балансировка этих жанров позволяет поместить туда фрагменты, элементы старинной музыки и на этой ткани срастить одно с другим. Она там как будто начинают мерцать. Помните, Антонио Гауди разбивал плитку, и потом заново её пересобирал? Мы создаем примерно такой же эффект, только в музыке.