21.07.2023
Юстус Франтц: «Когда хор начинает петь “О, Фортуна”, это производит сумасшедший эффект»
28 июля со сцены на Медальной площади в рамках Большого летнего музыкального фестиваля «Сириус» прозвучит «Кармина Бурана» — знаменитая кантата немецкого композитора Карла Орфа, первые звуки которой известны, наверное, каждому человеку. Эту музыку используют повсеместно: в кино и рекламе, в компьютерных играх и на футбольных матчах. Масштабное сочинение представят Академический большой хор «Мастера хорового пения» и Московский государственный академический симфонический оркестр под управлением маэстро Юстуса Франтца. В преддверии концерта дирижер рассказал об истории кантаты и своем восприятии одного из главных шедевров XX века.
— Господин Франтц, Вы работали с самыми известными дирижерами, с теми, кто оставил свое имя на страницах истории, например, с Караяном и Бернстайном. Довелось ли Вам встречаться с Карлом Орфом?

Вы будете удивлены, но да! Я был с ним знаком. Я был еще очень молод, принимал участие в олимпиаде по древним языкам в гуманитарной гимназии, сдавал греческий и латынь, и даже получил какой-то приз. А Карл Орф блестяще владел этими языками, и я уже не помню, он был в жюри или среди организаторов, но у меня в памяти остались наши разговоры с ним.

— Сегодня мы беседуем с Вами в том числе и потому, что Вы известны как большой просветитель, популяризатор классической музыки. Много лет Вы вели на телевидении передачу о классике. Вы как-то сказали, что хотели в ней рассказать про сто величайших музыкальных произведений, которые должен знать каждый, назовите хотя бы некоторые.

Передача называлась «Осторожно, классика!». Я хотел сделать что-то для образования людей, и чтобы они узнавали про те вещи, которые важны для меня. К сожалению, сейчас политика немецкого телевидения изменилась, они выбрали другую линию, и программа давно не выходит.

Если мы возьмем ХХ век, там были бы произведения Стравинского, некоторые симфонии Шостаковича, Второй и Третий концерт для фортепиано Прокофьева, его музыка к балету «Ромео и Джульетта».

— «Кармина Бурана» вошла бы в этот список?

Безусловно! У него были оперы «Луна», «Умница» и много других прекрасных сочинений, но «Кармина Бурана», без сомнения, одно из величайших произведений ХХ столетия.
— Мне встречалось мнение музыковедов, что там простая и даже примитивная гармония.

Простая? Ну, про Жоана Миро в живописи тоже говорят, что его картины примитивны (Жоан Миро — испанский художник, творивший в жанре абстракционизма и сюрреализма — Прим. редакции), но разве они не имеют художественной ценности? Что касается «Кармины Бураны», вы знаете её предысторию? В Германии, примерно в том районе, где жил Орф, когда-то при католическом монастыре была подземная тюрьма для особенных заключенных. Туда свозили тех, кого нужно было убрать подальше от двора, но при этом нельзя было убивать, например, какой-то король хотел устранить брата-соперника или незаконнорожденного ребенка. Такие люди жили в этих стенах, у них была невероятно трагичная судьба, ужасная! Потому что по большей части это были узники невинные. И они — авторы вот этих вот знаменитых строк из первого стиха «Кармины Бураны»:

O, Фортуна,
словно луна
ты изменчива,
всегда создавая
или уничтожая;
ты нарушаешь движение жизни,
то угнетаешь,
то возносишь,
и разум не в силах постичь тебя;
что бедность,
что власть —
всё зыбко, подобно льду.


То есть они сокрушались о своей судьбе, а с другой стороны, тосковали по любви, по весне, по друзьям, которых они никогда больше не увидят. Там были любовные романсы и серенады, застольные песни, зарисовки о величии природы. Это все очень грустно, и при этом невероятно мощно и красиво. А у Карла Орфа (как я выше уже говорил, он великолепно владел латынью и греческим), было свое книжное издательство. Он изучал древние манускрипты и однажды ему попался этот старинный сборник стихов, которые были написаны узниками такой тюрьмы. Там было около 40 стихов, он выбрал 24 из них и стал писать к ним музыку.

— Почему он говорил, что «можно уничтожить все, что я писал до этого, и начать мое собрание сочинений с „Кармины Бураны“»?

Его жена рассказывала мне, что когда он нашел этот сборник, он начал работать как одержимый. Он 3 или 4 дня вообще не спал, он пребывал в эйфории, он только и занимался тем, что делал музыкальные наброски к этим стихам. Это было сочинение, которое наконец-то определило его стиль. Авторы этих строк были образованы, владели языками, в их распоряжении были музыкальные инструменты, барабаны, фортепиано… Кстати, фортепиано ведь струнный ударно-клавишный инструмент. Да, оно воспроизводит мелодию, но на самом деле звук фортепиано — это удар молоточка по струне. И использование большого количество ударных инструментов в этой оркестровке и стало основополагающим в стиле Карла Орфа, в собственном музыкальном стиле, которой он очень долго до этого не мог найти.
— Невероятная история, и очень важная для понимания произведения. Как еще Вы бы рекомендовали подготовиться слушателю?

Конечно, для начала неплохо было бы познакомиться с материалом заранее, сейчас в интернете огромное количество записей. К тому же хорошо бы знать текст, есть переводы с латинского на разные языки.

Судьба чудовищна
и пуста,
уже с рождения запущено колесо
невзгод и болезней,
благосостояние тщетно
и не приводит ни к чему,
судьба следует по пятам
тайно и неусыпно
за каждым, как чума;
но не задумываясь
я поворачиваюсь незащищённой спиной
к твоему злу.

Только вдумайтесь в эти слова, здесь столько страдания и одновременно смирения с волей судьбы.

— В этом концерте принимают участие Московский государственный академический симфонический оркестр и Академический большой хор «Мастера хорового пения». Что Вы ждете от музыкантов?

Конечно, для такого звука нужен большой оркестр и мощный хор. Когда с первыми ударами хор начинает петь, это производит просто сумасшедший эффект. Я бы хотел, чтобы оркестр чувствовал эту восторженность и работал…, как бы сказать, с внутренним напряжением. Этого мне иногда не хватает в оркестрах, когда люди сидят там уже по 20 лет, и все у них так уютно и предсказуемо. Но искусство это не про уют и красоту, искусство — это что-то будоражащее, что вызывает у всех нас воодушевление. «Кармина Бурана» — очень сильное по воздействию сочинение. И я как дирижер постараюсь донести до музыкантов свою интерпретацию и в тоже время дать им столько свободы, чтобы они тоже смогли выплеснуть эти эмоции.

Читайте также