— В «Сириусе» обучаются талантливые дети из разных регионов России, иногда очень отдаленных. Вы сами, будучи мальчиком из немузыкальной семьи из Новосибирска, смогли достигнуть успеха в мире классической музыки. Это скорее исключение? Не кажется ли вам, что сейчас детям открыто больше дверей и возможностей для реализации талантов?
Всегда были и есть в России и за рубежом замечательные учреждения, консерватории, музыкальные школы, лицеи. И у каждого ребенка своя судьба. Кому-то повезло со школой, кому-то с педагогом, кто-то берет настойчивостью и упорством. Конечно, в целом, культурный уровень у детей сейчас выше, и с такими проектами, как «Сириус», звезд зажигается больше. На мой взгляд, «Сириус» — самый большой на планете проект такого рода, который соединяет целые поколения с высоким, настоящим искусством. С такими центрами у детей шансы пробиться намного реалистичнее. И сейчас все больше будет ребят, которые действительно более культурно образованные, у которых горизонты намного шире, чем у детей, которые ходят в обычную образовательную школу.
— Сколько по вашему опыту в детском или подростковом возрасте нужно уделять внимание занятиям, именно для того, чтобы развить в себе музыкальные навыки? Сейчас у детей столько соблазнов: гаджеты, соцсети, YouTube, порой сложно сконцентрироваться.
Да, технологический процесс идет уже на таких скоростях, что не угнаться. И гаджет размером с ладонь может заменить и мозги, и компьютер, и все вместе. Сейчас это доступно всем детям, поэтому, соответственно, они должны адаптироваться. А сколько нужно заниматься — в этом как раз должны помогать педагоги, потому что с плохим педагогом можно год преодолевать какие-то сложности, а с очень хорошим — сделать рывок за пять минут. Вот в этом, на мой взгляд, большая разница.