19.08.2023
Вадим Репин: «Камерная музыка — это более личный и сокровенный диалог музыкантов»
20 августа на сцене Большого летнего музыкального фестиваля «Сириус» выступит скрипач, народный артист России Вадим Репин с камерной программой музыки французских композиторов. Его партнерами по сцене станут скрипачка Елена Таросян, альтист Андрей Усов, виолончелист Петр Кондрашин, пианист Вадим Руденко и арфистка Александра Тихонова. В преддверии этого концерта мы поговорили с Вадимом Репиным о предстоящем концерте, об особенностях камерной музыки и о тех возможностях, которые открываются сейчас перед молодыми талантливыми музыкантами.
— В «Сириусе» обучаются талантливые дети из разных регионов России, иногда очень отдаленных. Вы сами, будучи мальчиком из немузыкальной семьи из Новосибирска, смогли достигнуть успеха в мире классической музыки. Это скорее исключение? Не кажется ли вам, что сейчас детям открыто больше дверей и возможностей для реализации талантов?

Всегда были и есть в России и за рубежом замечательные учреждения, консерватории, музыкальные школы, лицеи. И у каждого ребенка своя судьба. Кому-то повезло со школой, кому-то с педагогом, кто-то берет настойчивостью и упорством. Конечно, в целом, культурный уровень у детей сейчас выше, и с такими проектами, как «Сириус», звезд зажигается больше. На мой взгляд, «Сириус» — самый большой на планете проект такого рода, который соединяет целые поколения с высоким, настоящим искусством. С такими центрами у детей шансы пробиться намного реалистичнее. И сейчас все больше будет ребят, которые действительно более культурно образованные, у которых горизонты намного шире, чем у детей, которые ходят в обычную образовательную школу.

— Сколько по вашему опыту в детском или подростковом возрасте нужно уделять внимание занятиям, именно для того, чтобы развить в себе музыкальные навыки? Сейчас у детей столько соблазнов: гаджеты, соцсети, YouTube, порой сложно сконцентрироваться.

Да, технологический процесс идет уже на таких скоростях, что не угнаться. И гаджет размером с ладонь может заменить и мозги, и компьютер, и все вместе. Сейчас это доступно всем детям, поэтому, соответственно, они должны адаптироваться. А сколько нужно заниматься — в этом как раз должны помогать педагоги, потому что с плохим педагогом можно год преодолевать какие-то сложности, а с очень хорошим — сделать рывок за пять минут. Вот в этом, на мой взгляд, большая разница.
— Вы не раз упоминали в своих интервью, что одно из главных качеств музыканта, который стремится к успеху и признанию, это дисциплина. Как привить себе это качество? Как взрослый может помочь ребенку развить дисциплину?

Давайте я вам приведу пример с моим педагогом Захаром Броном, с которым я провел главные годы своего скрипичного становления. Одним из таких маленьких секретов было то, что в рамках 6 или 7 дней нужно было выучить произведение и даже исполнить его на сцене. Вот вам и дисциплина. И потом ты выходишь на сцену, или немного стыдясь, что мало занимался, или же ты выходишь в полной уверенности, что все выучил. Поэтому самое главное — ставить задачи. Мечтать, ставить какие-то невозможные цели. Чем грандиознее и невыполнимее задачи, тем интереснее их решать, тем сильнее мотивация.

— Для концерта в «Сириусе» вы выбрали произведения французских композиторов — Камиль Сен-Санс и Сезар Франк, чем они близки вам?

Эту программу впервые мы исполнили на моем Транссибирском Арт-Фестивале в прошлом году почти тем же составом, и дальше его исполняли в других городах. Я всегда стараюсь искать какие-то новые произведения, которые еще не звучали или редко звучали в городах, где я выступаю, и в этом мне очень помогло время пандемии, когда была возможность погрузиться в материалы. Фантазию для скрипки и арфы Камиля Сен-Санса, я считаю одним из самых трогательных произведений в музыкальной литературе, и вокруг него мне хотелось построить именно такую романтику а-ля Франция. Фортепианный квинтет Сезара Франка я много лет отказывался играть, не было возможности углубиться в это произведение. Но потом известный пианист Николай Луганский уговорил меня, и я очень благодарен ему за то, что он открыл для меня это сочинение. Соната для скрипки и фортепиано — это была моя мечта исполнить ее именно вместе с Вадимом Руденко, с которым мы будем выступать вместе в «Сириусе». Однажды я оказался на его концерте и его исполнение меня потрясло. Соната Франка — особое произведение и для скрипача, и для пианиста, и я с таким трепетом отношусь к таланту Вадима, что наше совместное исполнение стало, наверное, символом моей любви к его творчеству.
— Вам что ближе — камерные или симфонические концерты? В чем для вас как для солиста принципиальная разница?

Самое смешное, что никакой, потому что выступление с оркестром это та же химия взаимодействия с музыкантами, как и в камерных концертах, просто людей на сцене гораздо больше. Но тем не менее этот контакт, диалог, сотворчество, ощущение самого процесса не меняются. Просто с оркестром это более помпезнее. Слушателям может показаться, что в оркестровой музыке краски более выразительные, мощные, но камерная музыка на самом деле дарит не меньшие впечатления. Именно умение вести диалог, делиться мыслями и отвечать на них в данный момент, наверное, является и главным удовольствием для исполнителей, и также каким-то особым образом воздействует на публику.

— Можете ли вы дать какие-то советы, как подготовиться публике к концерту камерной музыки? Для неопытного слушателя, это, пожалуй, более сложное для восприятия явление. В чем ценность именно камерной музыки?

На самом деле камерная музыка — это всегда более личный и сокровенный разговор исполнителей. Думаю, слушателям надо просто постараться расслабиться и открыться для нас в душевном плане. И я надеюсь, что мы приведем наших слушателей в настроение романтичности и восторга. Главное — прийти на концерт. Необязательно к нему готовиться, достаточно просто посвятить свое время хорошей музыке, выслушать ее и уйти с живыми впечатлениями.
— Концерт называется «Вадим Репин и друзья». По какому принципу вы выбираете коллег по сцене?

У нас совершенно замечательный состав, и именно исполнение квинтета Франка, когда мы все вместе на сцене, наверное, будет одно из самых красочных впечатлений. Работа, конечно, сложная, потому что каждый из нас обладает своими вкусами и предпочтениями звука. С одной стороны, это очень хорошо, потому что мы музыкально можем разговаривать на разных тонах на сцене. И с другой стороны, мы должны выработать своего рода дыхание, направление и структуру. Я люблю это называть архитектурой произведений. Для этого нам нужны репетиции. Каждый музыкант нашего состава является своего рода звездой, музыкантом высокого класса, и те концерты, которые мы уже вместе сыграли, были очень глубокими и интересными. Именно такой диалог между людьми, между нашими темпераментами и делает исполнение во многом уникальным.

Читайте также