концертный сезон
ViiI
концертный сезон
ViiI
14.07.2023
Елена Щербакова: «Игорь Моисеев подарил нам целый мир, который излучает добро»
Прославленный коллектив выступит на площадке Большого летнего музыкального фестиваля.
Игорь Александрович Моисеев в 1937 году, при поддержке правительства, создал первый в мире профессиональный ансамбль народного танца. Академизм и эмоциональность, виртуозность и искренность, профессиональное мастерство всегда отличают моисеевцев, а номера, созданные еще в прошлом веке, и сегодня поражают ощущением новизны.

18 и 19 июля всемирно известный ансамбль выступит в Парке науки и искусства «Сириус» в рамках Большого летнего музыкального фестиваля. О программе концертов и истории танцев рассказала художественный руководитель-директор Государственного академического ансамбля имени Игоря Моисеева, народная артистка России, лауреат премии Правительства РФ Елена Щербакова.

— Елена Александровна, расскажите о той программе, которую коллектив представит в «Сириусе».

— В «Сириусе» мы дадим два концерта с различной программой. 18 июля представим коллекцию «Классика Игоря Моисеева», куда вошли номера, поставленные создателем ансамбля: они сохранены нами в первозданном виде. Концерт начнется визитной карточкой ансамбля — русским танцем «Лето», а завершится фрагментом из хореографической сюиты «День на корабле»: зрители увидят легендарное моисеевское «Яблочко». 19 июля в первом отделении концерта покажем часть программы «Танцы народов мира», во втором — представим одноактный балет по мотивам произведений Николая Гоголя «Ночь на Лысой горе» на музыку Модеста Мусоргского.
Ансамбль много гастролирует, и в поездках мы всегда смотрим выступления лучших народных коллективов той или иной страны. Игорь Александрович серьезное внимание уделял музыкальному материалу. Если ему нравилась музыка, он брал несколько народных танцевальных движений и ставил, комбинируя их и обогащая свой собственный танец. Так родились сюита мексиканских танцев «Сапатео», «Авалюлько», аргентинские «Гаучо» и «Маламбо», «Арагонская хота», венесуэльское «Хоропо» и многие другие постановки мастера.

В 1954 году ансамбль участвовал в праздновании пятилетия образования Китайской Народной Республики. Игорь Александрович много времени провел в библиотеке имени Ленина, изучая китайские фолианты, а будучи в Бельгии, увидел китайский цирк. В итоге поставил «Китайский танец с лентами», который до сих пор сохраняется в нашем репертуаре и пользуется большим успехом. Руководитель КНР Мао Цзэдун, увидев эту постановку, был поражен и одновременно недоволен, что русские танцуют китайский танец лучше, чем сами китайцы.
— Игорь Александрович при подготовке номеров работал с местными хореографами? Откуда он черпал материал?

— Хореографов как таковых тогда и не было. Для создания первой программы «Танцы народов СССР» Игорь Александрович со своими помощниками объехал весь Советский Союз. Профессиональных артистов народного танца не существовало, зато выступления лучших любителей покоряли Моисеева темпераментом и энергетикой, а он ими вдохновлялся. После первых гастролей в Восточной Европе в 1946 году родился цикл «Танцы народов мира». При помощи и поддержке Игоря Моисеева один за другим в республиках Советского Союза и в Восточной Европе создавались профессиональные ансамбли. Например, польский ансамбль «Мазовше» родился в 1948 году. Игорь Александрович Моисеев добился того, что народный танец стал профессиональным видом хореографического искусства!
— Отдельные номера складывались в циклы, в хореографические картины, сюиты, одноактные балеты. «Ночь на Лысой горе» стал первым таким опытом?

— Нет. Первый — одноактный балет «Половецкие пляски» на музыку Александра Бородина, премьера которого состоялась в Париже в 1971 году. «Ночь на Лысой горе» — это уже 1984 год. Либретто по мотивам произведений Николая Гоголя написал сам Моисеев! Балет состоит из двух частей: первая — «Народные гуляния», вторая — «Шабаш». Особенность балета «Ночь на Лысой горе» заключается в том, что Игорь Александрович использовал в ней все виды хореографического искусства: народный и классический танец, трюки, акробатику, элементы рок-н-ролла. Для меня это торжество танца, выраженное языком народно-сценической хореографий в яркой театральной форме. Скажу больше: наш ансамбль — это, по сути, настоящий театр. Театр танца Игоря Моисеева.
— Как построена драматургия этого спектакля?

— Картина первая картина — народные гуляния. Это разнообразные украинские танцы — медленные и быстрые, поставленные Игорем Мосеевым. Ансамбль первым выступал на всех континентах земного шара и первым познакомил мир с украинскими танцами. В народном танце нет абстрактных движений, каждый жест несет смысловую нагрузку, и танцовщик должен донести этот смысл. По преданиям, ночью на Лысой горе собирается нечистая сила и происходит неистовый шабаш. Но утром, с восходом солнца, все преображается — побеждают мир, добро, любовь. Во всех постановках Игоря Моисеева добро побеждает темные силы, в этом его философия. Например, в оригинальном народном башкирском танце «Семь красавиц» в финале девушки умирают, а у Моисеева остаются жить! Игорь Александрович родился в 1906 году, прожил сложнейший ХХ век, по сути, целиком, застал гражданскую и Великую Отечественную войны, знал и понимал цену жизни и мира! Он подарил свое искусство народам планеты и поселил в их душах добро и любовь. А добро и любовь не зависят от политического режима стран и вероисповеданий. Место их обитания — человеческая душа.
— Как удается достичь уникальной синхронности в выступлениях вашего ансамбля?

— Путем ежедневных репетиций. Работа танцовщика тяжела. Да, на сцене все должно выглядеть легко и воздушно, но за всем стоит огромный труд. Сейчас молодежь технически гораздо выше предыдущих поколений, может делать то, что для предыдущих поколений моисеевцев было недостижимо. Наши педагоги, которые работали еще с Моисеевым, передают его замыслы, его заветы, и их надо уметь воплощать не автоматически, а с учетом своей индивидуальности.
— Одним из главных принципов Игоря Моисеева была безукоризненная дисциплина, а сейчас все чаще с учениками обращаются мягко: нельзя заставлять, кричать, настаивать. Какой подход сегодня используется в школе-студии при ансамбле?

— Педагог прежде всего должен любить своих учеников. Но любить — это не значит позволять им все. Жесткая дисциплина по-прежнему остается. Артисты во время репетиций должны слушать педагога, исправлять недочеты, а не разговаривать. Любой урок должен вести к результату. Игорь Александрович говорил: «Нужно идти вперед за сильными учениками, не стоять на месте». Он никогда не обижал, не унижал артиста, но мог крикнуть, если тот не понимал задачи с первого раза. Это мы обижались, плакали (все это было в гримерках), но потом понимали, что по-другому нельзя, иначе результата не добиться. У Моисеева было тонкое чувство юмора. Когда труппа уже изнемогала от репетиции, он мог пошутить — все, расслабляясь, реагировали на шутку, и начиналось все сначала: «Репетируем заново!»
— Игорь Моисеев создал свою школу танца. Каковы ее особенности?

— Помимо таких критериев, как физическая подготовка, гибкость, шаг, подъем, прыжок, выворотность, здоровье, — все это оценивается на первом туре поступления в школу, есть и такие, как хорошая внешность и выразительность. А основа моисеевской школы танца — глубокое плие, благодаря которому можно пролететь сцену за три-четыре движения. Например, как в его украинской «Метелице». Мы прививаем ученикам уважение к старшему поколению. Все наши педагоги — моисеевцы. Со стороны никого не берем, только своих, потому что методика Мастера передается только из рук в руки, «из ног в ноги», как мы говорим.

Если вы заметили, у нас нет яркого грима, лишней мишуры, перьев. Мы не приемлем какие-то блестки, огромные наклеенные ресницы — народ же никогда этим не пользовался. Исключение — костюмы египетского танца, их нам подарил директор Каирского оперного театра, на открытии которого мы выступали. Этим костюмам мы оставили их сияние, потому что это часть египетской культуры. Точно так же нет какого-то особенного света, лазеров, видеоряда и прочего. Мы танцуем на черном, бордовом, темно-синем фонах. Ничто не должно отвлекать от происходящего на сцене.

Бережем традиции, заложенные мастером, создавшим новый жанр в хореографии, — жанр народно-сценического танца. Игорь Моисеев доказал людям всей планеты, что танец несет мир, любовь, добро!

Читайте также