концертный сезон
ViiI
29.07.2024

Светлана Захарова: «Если современная хореография хорошо исполнена, то она не уступает классике»

25 июля на Большом летнем музыкальном фестивале «Сириус» состоялся гала-концерт звезды мирового балета, прима-балерины Большого театра Светланы Захаровой. Вместе с ней на сцену вышли ведущие российские танцовщики, которые исполнили соло и дуэты из классических и современных балетов. Светлана Захарова поделилась мыслями о том, победит ли современная хореография классику в борьбе за зрительскую любовь, а также рассказала, как отбирала номера для программы и что происходило за кулисами «Сириуса».

— Месяц назад вы приезжали в качестве художественного руководителя проекта «Дни танца» в Сириусе» и вот вернулись с большим гала-концертом. Как формировалась его программа, подбирались номера?
Я формировала программу с учетом того, что в зале будут совершенно разные зрители: и те, которые с большой любовью относятся к искусству балета, следят за любимыми артистами, и в то же время будут люди, которые, возможно, впервые увидят балет вживую, а кто-то придет просто ради интереса. И чтобы этот интерес у нашей публики развивался здесь, в «Сириусе», я подбирала программу на разные вкусы. Была представлена и классика — это всегда очень красиво, эмоционально. Знаю, что российский зритель очень любит классический балет. Многие вообще любят классику за то, что им это понятно. И в то же время была представлена современная хореография в первоклассном исполнении артистов Большого и Мариинского театров.
— «Раймонда», «Спартак», «Ромео и Джульетта», «Лебедь» — это все классический балет и хореография, проверенная временем. Это и хореографы-классики. Однажды вы признались, что «все артисты балета знают, что, когда идут балеты Григоровича, выходишь на сцену как в последний раз». Почему так?
Тогда я, наверное, говорила о полноценном спектакле. Здесь, в концерте, были только отрывки из этих спектаклей. Мне хотелось показать, что классика очень разнообразна: и Петипа, и Григорович — сегодня это уже классика, — и Фокин с известной миниатюрой «Лебедь» на музыку Сен-Санса. Скажу так, у Юрия Николаевича нет проходных ролей. Кто бы ни выходил, ведущие солисты или артисты кордебалета, каждый, кто танцует в балетах Юрия Николаевича, всегда выкладывается полностью, потому что это чаще всего не сказочные, а как будто бы реальные герои. Эмоции, которые он предлагает пережить нам, очень сильные. Это физически очень сложные партии, как для балерин, так и для танцовщиков. Поэтому каждый раз получается, что ты как будто действительно идешь умирать на сцену, настолько выкладываешься и эмоционально, и физически. Но в то же время ты понимаешь, зачем тратишь столько сил, потому что получаешь невероятную отдачу от благодарной публики.
— Сейчас очень много свежих, интересных постановок современного балета. Но преимущественно зрители выбирают классические постановки, потому что, как вы сказали, им они понятнее. Как вы думаете, сможет ли современный танец перетянуть на свою сторону больше зрителей?
Как показал проект «Дни танца в “Сириусе”», публика сразу с большим интересом побежала смотреть балет «Дон Кихот» и неоклассику в исполнении артистов Мариинского театра. Современный балет был представлен Пермским театром, который привез постановки очень высокого уровня — хореографов Иржи Килиана и Уильяма Форсайта. Возможно, многим эти имена не очень известны, но зал все равно был заполнен. Я наблюдала реакцию публики и могу сказать, что если качественная современная хореография хорошо исполнена, то она не уступает классике, публике очень понравилось разнообразие балетов и исполнителей. Наши зрители очень хорошо восприняли современную хореографию. Может быть, родится когда-нибудь композитор, который напишет что-то более грандиозное, чем Чайковский, Рахманинов или Прокофьев, и хореограф, который сможет поставить на эту музыку что-то еще более совершенное, красивое, интересное. Возможно, все еще впереди, современные хореографы экспериментируют, есть удачные спектакли, даже шедевры. Но только время покажет, останутся они в репертуаре театров или нет. Классика железно остается в репертуаре каждого театра, потому что не только российская публика ее любит, но и зарубежные зрители очень любят русский балет и российских исполнителей именно в классических постановках. Поэтому я думаю, что современная хореография никогда не наберет столько баллов в свою пользу, хотя есть потрясающие постановки, есть потрясающие хореографы, которые сейчас творят свою историю.
— Раз мы заговорили о музыке, расскажите, как рождается хореография на музыку, которая изначально не была предназначена для балета? Например, в вашем концерте были номера на музыку Арво Пярта, Астора Пьяццоллы и даже Джона Леннона. Значит ли это, что поставить балет можно вообще на любую музыку?
Все зависит от желания хореографа, потому что, когда мы начинаем работать с хореографом, заказываем для себя современную постановку, прежде всего мы обсуждаем музыку. Хореограф предлагает разные музыкальные произведения, в которых, как он считает, артист раскроется. И на эту музыку ставится хореография. Большая радость и удача, когда к какому-то спектаклю или к номеру специально пишут музыку — это тоже достаточно частое явление в сегодняшнем мире, потому что иногда кажется, что уже вся музыка использована — и классическая, и современная. Поэтому в последнее время в Большом театре специально заказывают музыку для современных постановок. Но здесь никогда не знаешь, какое вдохновение будет у композитора, и что он сможет написать, поэтому чаще всего хореографы берут уже известные произведения, которые помогают и вдохновляют во время постановки.
— Ваш партнер в нескольких номерах гала-концерта — премьер Большого театра Артемий Беляков. Совсем недавно он стал обладателем балетного «Оскара» — премии «Бенуа де ла данс». Расскажите о нем, почему жюри отметило именно его как лучшего танцовщика?
Артемий был выдвинут за партию Ивана Грозного в одноименном балете Юрия Николаевича Григоровича. Это, на мой взгляд, одна из лучших его ролей в последние годы. Члены жюри были в восторге от этой работы, и я считаю, что Артемий достоин награды: он блестяще танцует Ивана Грозного и с каждым спектаклем, с каждым выходом на сцену открывает новые грани этого персонажа. Недавно на гастролях в Мариинском театре мы с ним вместе танцевали, я — Анастасию, он — Ивана Грозного, и петербургская публика восторженно приняла его в этой роли.
— В концерте выступил замечательный артист Александр Могилев. Он единственный из всего состава, кто не является солистом Большого или Мариинского театра. К тому же он сам поставил хореографию своих номеров. Чем он интересен как танцовщик и как вы оцениваете его творчество?
Как танцовщик и хореограф он уникален. Это тот случай, когда публика хочет увидеть современную хореографию в потрясающем исполнении — пожалуйста, Александр Могилев. Он еще и сам ставит свои номера. Я с ним тоже работала, он ставил для меня номер. Александр — очень самобытный, музыкальный, думающий хореограф. Я очень люблю приглашать его в свои концерты: с ним всегда хорошая, рабочая атмосфера, он всегда готов поддержать, а еще Александр — очень близкий мне по духу человек, который готов работать днем и ночью. Я очень люблю таких артистов, поэтому захотела его здесь представить, представить разнообразие танца, которое существует, и именно в его исполнении.
— Как вы считаете, у нынешнего поколения больше возможностей для реализации себя в балете, если, например, сравнивать с вашим детством?
Конечно! Они могут столько всего увидеть благодаря интернету, все что угодно. Когда я училась, нужно было достать видеозапись, еще на видеокассетах, и где-то ее посмотреть. Когда ты в детстве видишь, как танцуют другие, уже взрослые артисты — это для тебя как энциклопедия. Ты смотришь и не только вдохновляешься, но и пытаешься повторить, а это тоже процесс обучения. Очень хорошо, когда ты пытаешься повторить или скопировать качественное исполнение. Кроме того, у них сейчас все — начиная от балетной одежды и обуви — на порядок более высокого уровня, даже придумали много технических приспособлений для разработки физических данных, для выработки подъема, растяжек. В моем детстве ничего этого не было. Так что за детей можно только порадоваться!
— Вы уделяете очень много времени и сил работе с ребятами в «Сириусе» и выходите на сцену в качестве артиста. Накладывает ли это дополнительную ответственность? И как вы ощущаете себя здесь в двух этих амплуа?
Находясь здесь, в «Сириусе», я провожу репетиции с ребятами. Когда у них перерыв, я иду работать в зал. Конечно, это гораздо сложнее. Что тут скрывать, это не просто — держать себя в форме. Во время подготовки к концерту так получилось, что мы с Артемием не успели дорепетировать один номер, и девочки уже пришли заниматься с педагогом. Девочки попросили продолжить нашу репетицию, чтобы они могли ее посмотреть. То есть они оторвали время от своего учебного процесса, но для них, мне кажется, это тоже стало учебой, потому что они смотрели и вдохновлялись. Это очень красивый номер на музыку Астора Пьяццоллы. В общем, здесь дети могут порепетировать со мной, я им могу высказать какие-то пожелания, замечания, и в то же время они могут, как сегодня, увидеть меня в работе. Не на сцене, а во время отработки каких-то деталей. И дети понимают, что даже у звезд не все получается сразу, это обычный репетиционный процесс: мы отрабатываем, договариваемся, обсуждаем какие-то детали. Мне было интересно наблюдать, как внимательно они за нами следят, за каждым движением. И было приятно, что девчонки даже поблагодарили за то, что мы им показали нашу репетицию. Эти девочки уже через несколько лет, мы надеемся, будут работать в театре.
— Много ли сейчас приходится выступать в регионах? Чувствуете ли вы разницу, как вас принимают в столицах и других городах?
Да, я сейчас больше выступаю по России, нежели несколько лет назад, и открываю для себя многие города. Публика везде очень разная, но при этом восприимчивая. Если исполнение красивое, качественное, вдохновляющее, то публика принимает и возвращает нам эмоции, которыми мы с ней делимся.