Общение с публикой – неотъемлемая часть нашей профессии, но специфика специальности дирижера такова, что большую часть жизни он повернут к публике не лицом. Для меня, виолончелиста по образованию, всегда привычно было видеть эмоции зрителей. Помню, как впервые поднялся за дирижерский пульт. Честно говоря, стоять затылком к аудитории было некомфортно. Но со временем не только привыкаешь, а еще и начинаешь чувствовать зал спиной: энергетику, атмосферу. Понимаешь даже, в каком ключе может пройти сегодняшний вечер. Кстати, публика должна понимать, что ответственность за то, каким будет концерт или спектакль, не находится всецело в руках тех, кто сидит на сцене или в оркестровой яме. Это работа и слушателей тоже. Атмосфера, которую создает зал, очень передается музыкантам, артистам.