концертный сезон
ViiI
24.07.2024

Дирижер Дмитрий Юровский открыл новый формат Большого летнего фестиваля в «Сириусе»

Вечерние встречи в рамках фестиваля предполагают неформальное общение между зрителями и звездами.

Большой летний музыкальный фестиваль в «Сириусе» открыл новый формат — вечерние встречи со звездными участниками. Известные академические музыканты, ставшие гостями федеральной территории, раскрываются для слушателей с неожиданной стороны: в неформальной обстановке и живом диалоге они делятся историями из творческой жизни, в том числе курьезными, и отвечают на вопросы аудитории.
Первым гостем нового вечернего формата стал дирижер с мировым именем Дмитрий Юровский. Встрече со зрителями он посвятил свой единственный свободный вечер в «Сириусе». 24 и 26 июля маэстро поднимется за пульт Государственного академического симфонического оркестра России имени Е. Ф. Светланова. Он рассказал о предстоящих концертах на федеральной территории, своих увлечениях и о том, каким главным качеством должен обладать идеальный музыкант.
О дирижерском умении чувствовать зал спиной
Общение с публикой – неотъемлемая часть нашей профессии, но специфика специальности дирижера такова, что большую часть жизни он повернут к публике не лицом. Для меня, виолончелиста по образованию, всегда привычно было видеть эмоции зрителей. Помню, как впервые поднялся за дирижерский пульт. Честно говоря, стоять затылком к аудитории было некомфортно. Но со временем не только привыкаешь, а еще и начинаешь чувствовать зал спиной: энергетику, атмосферу. Понимаешь даже, в каком ключе может пройти сегодняшний вечер. Кстати, публика должна понимать, что ответственность за то, каким будет концерт или спектакль, не находится всецело в руках тех, кто сидит на сцене или в оркестровой яме. Это работа и слушателей тоже. Атмосфера, которую создает зал, очень передается музыкантам, артистам.
О кантате «Кармина Бурана»
Кармина Бурана, которую мы исполним вечером 24 июля, — одно из самых известных, удивительных и спорных произведений XX века. Это час поразительной музыки с впечатляющим использованием ударных, с полурелигиозными-полуязыческими хоралами. В ходе мировой истории, в частности, истории Германии, разными политическими направлениями они использовались в своих целях. А на самом деле это весьма сильное духовное произведение. Хорошо, что для его исполнения выбрана именно открытая площадка. Если погода нам позволит, это будет эффектный концерт.
О концерте с Денисом Мацуевым
Я часто принимаю участие в концертах Дениса, регулярно работаю со многими из солистов, которые выходят с ним на сцену. Но одной из самых важных составляющих его программ считаю знакомство с новыми именами удивительных молодых музыкантов. Например, пианистке Варваре Зарудневой, которая 26 июля будет солировать в исполнении финала Первого фортепианного концерта Мендельсона, всего 11 лет. Слушаю ее и не представляю: как в ее детском возрасте можно быть таким осмысленным музыкантом? Поразительно, ведь мне тоже когда-то было 11, я тоже занимался музыкой, но такого глубинного ее понимания тогда во мне не было. При этом Варя все равно остается ребенком. Удивительная комбинация и часто встречающееся в концертах Дениса Мацуева явление. Он умеет видеть таланты.
Концерты Дениса Мацуева в «Сириусе» — встреча и с замечательными состоявшимися музыкантами и вот с такими звездочками, которые, скорее всего, лет черед десять-двадцать станут известными артистами. А вы можете услышать их уже сейчас. Эта преемственность поколений, традиций хороша и для театральных, и для концертных площадок. Я бы даже сказал, что в искусстве это самое важное.
О хобби
Для себя играю на виолончели и с удовольствием делаю аранжировки в самых разных стилях. А еще я, как и множество поколений мужчин нашей семьи, с детства с удовольствием ездил на рыбалку. Рыбалка — комбинация ухода в абсолютный дзен и спортивный азарт: ведь, когда что-то стоящее клюет, появляется воодушевление, запал! Еще у меня слабость к футболу. Раньше очень любил играть, а сейчас с удовольствием смотрю спортивные соревнования — это тоже адреналин и азарт.
Об идеальном музыканте
Лучший музыкант для меня – человек, который умеет играть музыку, а не просто ноты. Играть ноты – все равно, что читать буквы, а не цельные слова и фразы. Буквы и ноты не осмысленны. Главная задача музыканта – играть осмысленно, а не быстрее или громче других. А дирижер должен любить оркестр, с которым работает. Ситуации в коллективах бывают разные, поэтому в дирижерской профессии сложно прожить без любви. Без любви и огромного терпения.