концертный сезон
ViiI
19.08.2024

Федор Белугин: «Каждый голос в квартете — это индивидуальность»

21 августа в «Сириусе» впервые выступит Квартет имени Давида Ойстраха. Все его участники добились мирового признания как солисты, а еще их объединяет любовь к камерной музыке. Какие мысли и чувства в нее вкладывали великие композиторы — от Гайдна до Шостаковича — и какие возможности она дает исполнителям, а также о программе концерта и о своих партнерах по сцене рассказывает альтист и один из основателей квартета имени Давида Ойстраха, художественный руководитель «Мастерской Скрипичного Искусства», доцент Московской консерватории, дирижер и основатель камерного оркестра «Прометей» - Федор Белугин.
О квартете
В 2024 году исполнилось 12 лет, как наш квартет официально носит имя выдающегося советского скрипача Давида Ойстраха. Это имя мы получили в 2012-м с разрешения семьи Давида Ойстраха. А началось все с нашего знакомства со скрипачом Андреем Барановым на конкурсе имени П. И. Чайковского в 2007 году. Мы с супругой ходили на все туры, я делал какие-то заметки для себя, и тогда впервые услышал, еще не известного мне на тот момент, скрипача Андрея Баранова из Петербурга. Он привлек мое внимание с первых нот, и чем дольше играл Андрей, тем более восторженными становились мои заметки. Я подошел к нему после тура, мы познакомились, и буквально через месяц я пригласил его в Москву, где мы сыграли первый совместный концерт втроем, с пианистом Александром Осмининым. И после этого начали тесно сотрудничать, выступали в Москве, Петербурге и других городах России. А поскольку репертуар для такого состава, как скрипка, альт и фортепиано очень ограничен, со временем мы пришли к тому, что нужно продолжить наше совместное творчество в жанре квартета. До этого с 2005 по 2011 я являлся участником Государственного квартета имени Д. Д. Шостаковича, и когда с уходом первого скрипача ансамбль завершил свою концертную деятельность, в этот же год у нас сформировался квартет имени Давида Ойстраха в состав которого вошли помимо меня:

Андрей Баранов (первая скрипка) — обладатель наград более двадцати международных конкурсов, победитель самого престижного и старейшего мирового состязания среди скрипачей — Международного конкурса имени Королевы Елизаветы в 2012 году. Спустя 75 лет после триумфа Давида Ойстраха на Первом конкурсе скрипачей имени Королевы Елизаветы, победа Андрея Баранова стала знаковым событием в его жизни и сыграла важную роль в истории создания Квартета имени Давида Ойстраха.

Вторую скрипку в квартете исполняет Родион Петров, выпускник Московской консерватории и Высшей школы музыки имени Королевы Софии в Мадриде. Музыкант является лауреатом многих международных конкурсов, в том числе имени Никколо Паганини в Генуе в 1997 году. Родион выступает как солист в таких залах как «Auditorio Nacional» (Мадрид), «Suntory Hall» (Токио), Большой Зал консерватории имени Чайковского (Москва) и др.

Виолончелист квартета — Алексей Жилин, лауреат международных конкурсов, один из наиболее ярких и востребованных российских виолончелистов своего поколения. Алексей тоже регулярно выступает как солист, в том числе с ведущими камерными и симфоническими оркестрами России. С 2012 г. является солистом и концертмейстером группы виолончелей оркестра MusicAeterna под руководством Теодора Курентзиса.

Важно также отметить, что в течение первых лет существования квартета имени Давида Ойстраха партию второй скрипки исполнял прославленный Российский музыкант, Народный артист России — Сергей Иванович Пищугин. Воспитанник самого Давида Ойстраха, профессор Московской консерватории и артист легендарного квартета имени Дмитрия Шостаковича, Сергей Иванович Пищугин, внес неоценимый вклад в становление квартета имени Давида Ойстраха.
О гастролях и сольной карьере
Так сложилось, что помимо интенсивной совместной квартетной деятельности, а за время существования коллектива мы выступили в более чем 40 странах — у всех участников есть собственная сольная карьера.

Безусловно Давид Ойстрах был всемирно известным солистом, идолом и кумиром скрипичного мира, и одновременно с этим у него был квартет, в котором он очень любил играть. Это и есть тот пример творческой жизни, к которой мы все стремились — не играть в одном жанре, не ограничивать себя только квартетной деятельностью, которую мы обожаем, но и реализовываться и развиваться в разных направлениях.
О совместных репетициях и поиске баланса
Мы заранее расписываем сезон, есть неприкосновенные даты, забронированные именно под квартет. И в эти даты мы встречаемся, репетируем или гастролируем, или разучиваем новый репертуар, или записываем новый альбом. За один-два сезона все бронируют себе календаре это время.

Когда человек регулярно выходит на большую сцену в качестве солиста, это требует от него особых качеств и навыков. Сольное выступление с оркестром требует от артиста больших затрат энергии, эмоций и самоотдачи, чем в составе ансамбля, ведь ты один на один с публикой и с оркестром. Поэтому, когда мы все собираемся, хочется играть именно так, как будто мы четыре солиста, но при этом, конечно же мы стараемся найти баланс, довериться друг другу, слушать и поддерживать друг друга. Кстати, еще один плюс того, что мы репетируем не каждый день, а заранее запланированными периодами — не успеваем друг другу надоесть и наскучить, нам всегда в радость общаться и работать вместе, а это очень важно в ансамбле.
О программе концерта в «Сириусе» и гении Шостаковича
Центром первого отделения и всего концерта в «Сириусе» является Восьмой квартет Дмитрия Шостаковича. Это одно из самых известных произведений во всем квартетном репертуаре. Как писал сам Дмитрий Шостакович, он «столько слез пролил, когда его сочинял». Шостакович невероятно владел композиторской техникой и поэтому всегда заставляет в своих сочинениях публику слушать, думать, чувствовать. Но по-моему мнению, восьмой квартет является необыкновенным творческим озарением гения. Сам Шостакович писал «если я когда-нибудь помру, то вряд ли кто напишет произведение, посвященное моей памяти. Поэтому я сам решил написать таковое». Официально же он посвящен автором «памяти жертв фашизма и войны». Эта музыка невероятно задевает и трогает людей, столько там заложено чувств, идей и смыслов. По форме квартет монолитный, из пяти частей, но без единой паузы, как одна завораживающая история. А в главной теме, с которой начинается квартет, зашифрована последовательность нот, являющаяся «подписью» композитора — его инициалы DSCH.

Если получается сыграть это произведение так, как замыслил его автор, то впечатления и эмоций от этого сочинения незабываемы надолго, как для исполнителя, так и для публики!

Первый квартет Чайковского, с которого начнется наше выступление, наоборот, одно из самых светлых произведений Петра Ильича (в сравнении с его Вторым и Третьим квартетами). При этом вторая часть в этом сочинении — знаменитое Andante cantabile — узнаваема своей темой, ее часто играют на бис: «Сидел Ваня на диване» — это русская народная песня. Если я не ошибаюсь, Лев Толстой как-то присутствовал на исполнении этого квартета, и Чайковский говорил, что для него стало высшей похвалой, когда он увидел, что у Толстого в глазах слезы — от красоты этой музыки.

Второе отделение тоже начинается с произведения Дмитрия Шостаковича. Третий квартет — один из наших любимых. Это необыкновенно глубокое, выразительное и запоминающиеся произведение, в нем заложено неимоверное количество чувств, идей и мыслей автора. Эта музыка создана в 1946 году и тоже связана с Великой Отечественной войной. Шостакович даже написал программу в которой первая — «Прогулка», вторая — «Враг у ворот», третья — «Сцена битвы», четвертая — «Реквием по погибшим» и последняя пятая часть соткана из музыкально-риторических вопросов: зачем? почему? Это необыкновенно трагичное и масштабное сочинение.

После Шостаковича будет звучать музыка Бела Бартока — «Румынские народные танцы». Эта пьеса изначально написана для скрипки и фортепиано, а переложение для струнного квартета сделал Андрей Анатольевич Шишлов, который являлся первой скрипкой Квартета имени Дмитрия Шостаковича. Мы часто играем это произведение на бис или включаем в основную программу, так как это одно из ярчайших произведений Белы Бартока. «Румынские народные танцы» — это шесть танцев. Они написаны удивительно талантливо и колоритно! Эта пьеса всегда вызывает взрыв эмоций у публики, и нам тоже каждый раз интересно ее исполнять. Тем самым после трагического блока музыки Дмитрия Шостаковича — «Румынские народные танцы» Бела Бартока станут неким утешением финала, чтобы человек ушел с концерта не только получив заряд глубоких чувств и мыслей, но и с ощущением внутренней гармонии.
О камерной музыке
Наша мечта, связанная с квартетом и которую мы уже осуществляем — вывести жанр квартета на большую сцену, познакомить и привлечь внимание и интерес широкой публики к тем потрясающим произведениям в этом жанре. Чтобы квартет не воспринимался людьми как некое элитарное искусство для избранных ценителей классической музыки. Практически все композиторы, начиная с Гайдна, все свои самые сокровенные мысли, эмоции и чувства выражали именно в камерной музыке и в квартетной особенно.

Вспоминая один забавный случай, произошедший со мной в далеком детстве, когда я слушал на пластинках знаменитых скрипачей и я помню обожал этот необыкновенно выразительный сольный звук скрипки, через который ты чувствуешь каждую эмоцию, мысли и душу исполнителя. А после следовало тутти — вступал оркестр, и я спросил у своего отца, моего первого учителя по скрипке: «Папа, зачем они вместе играют, ведь звук получается такой невыразительный, без вибрации?» (смеется). Сейчас я так не считаю конечно, однако именно в камерной музыке можно услышать, как играет каждый исполнитель и почувствовать кто он есть, о чем думает, ведь каждый голос — это индивидуальность. А если в квартете получается при этом добиться масштабного звучания схожего с камерным оркестром, то выразительность и впечатление от музыки могут быть невероятно яркими. Поэтому мне кажется, что квартет — это идеальный жанр и для композиторов, которые хотят поделиться своими сокровенными эмоциями и чувствами, и для исполнителей, которые свободно выражают себя, и для публики, которая присутствует при таком уникальном действии.