Центром первого отделения и всего концерта в «Сириусе» является Восьмой квартет Дмитрия Шостаковича. Это одно из самых известных произведений во всем квартетном репертуаре. Как писал сам Дмитрий Шостакович, он «столько слез пролил, когда его сочинял». Шостакович невероятно владел композиторской техникой и поэтому всегда заставляет в своих сочинениях публику слушать, думать, чувствовать. Но по-моему мнению, восьмой квартет является необыкновенным творческим озарением гения. Сам Шостакович писал «если я когда-нибудь помру, то вряд ли кто напишет произведение, посвященное моей памяти. Поэтому я сам решил написать таковое». Официально же он посвящен автором «памяти жертв фашизма и войны». Эта музыка невероятно задевает и трогает людей, столько там заложено чувств, идей и смыслов. По форме квартет монолитный, из пяти частей, но без единой паузы, как одна завораживающая история. А в главной теме, с которой начинается квартет, зашифрована последовательность нот, являющаяся «подписью» композитора — его инициалы DSCH.
Если получается сыграть это произведение так, как замыслил его автор, то впечатления и эмоций от этого сочинения незабываемы надолго, как для исполнителя, так и для публики!
Первый квартет Чайковского, с которого начнется наше выступление, наоборот, одно из самых светлых произведений Петра Ильича (в сравнении с его Вторым и Третьим квартетами). При этом вторая часть в этом сочинении — знаменитое Andante cantabile — узнаваема своей темой, ее часто играют на бис: «Сидел Ваня на диване» — это русская народная песня. Если я не ошибаюсь, Лев Толстой как-то присутствовал на исполнении этого квартета, и Чайковский говорил, что для него стало высшей похвалой, когда он увидел, что у Толстого в глазах слезы — от красоты этой музыки.
Второе отделение тоже начинается с произведения Дмитрия Шостаковича. Третий квартет — один из наших любимых. Это необыкновенно глубокое, выразительное и запоминающиеся произведение, в нем заложено неимоверное количество чувств, идей и мыслей автора. Эта музыка создана в 1946 году и тоже связана с Великой Отечественной войной. Шостакович даже написал программу в которой первая — «Прогулка», вторая — «Враг у ворот», третья — «Сцена битвы», четвертая — «Реквием по погибшим» и последняя пятая часть соткана из музыкально-риторических вопросов: зачем? почему? Это необыкновенно трагичное и масштабное сочинение.
После Шостаковича будет звучать музыка Бела Бартока — «Румынские народные танцы». Эта пьеса изначально написана для скрипки и фортепиано, а переложение для струнного квартета сделал Андрей Анатольевич Шишлов, который являлся первой скрипкой Квартета имени Дмитрия Шостаковича. Мы часто играем это произведение на бис или включаем в основную программу, так как это одно из ярчайших произведений Белы Бартока. «Румынские народные танцы» — это шесть танцев. Они написаны удивительно талантливо и колоритно! Эта пьеса всегда вызывает взрыв эмоций у публики, и нам тоже каждый раз интересно ее исполнять. Тем самым после трагического блока музыки Дмитрия Шостаковича — «Румынские народные танцы» Бела Бартока станут неким утешением финала, чтобы человек ушел с концерта не только получив заряд глубоких чувств и мыслей, но и с ощущением внутренней гармонии.