концертный сезон
ViiI
07.08.2024

«Философия - это спекуляция, а музыка - истина»: легендарный пианист Юстус Франтц встретился с жителями и гостями «Сириуса»

Он поделился историями о сотрудничестве с великими музыкантами и рассказал, что больше всего его вдохновляет в России.
Юстус Франтц - легендарный европейский музыкант, пианист, дирижер, основатель крупных музыкальных фестивалей Германии. В этом году маэстро исполнилось 80 лет. В мае концерты в честь его юбилея состоялись на исторической сцене Мариинского театра, сейчас серия выступлений, приуроченных к 80-летию легендарного музыканта, продолжается в рамках Большого летнего музыкального фестиваля на федеральной территории «Сириус».
Юстус Франтц начал учиться игре на фортепиано в 11 лет и не собирался становиться музыкантом. Маэстро планировал быть философом, но, по его словам, позже понял, что «философия - это спекуляция, а музыка - истина». На творческой встрече с жителями и гостями федеральной территории он рассказал о своем видении музыки и жизни, а также о знаковых встречах и дружбе с великими музыкантами.
Дмитрий Шостакович
В 1974 году я выступал с концертами в Москве. На тот момент никто из музыкантов Западной Германии еще не приезжал в Советский Союз. Приехав репетировать на первую концертную площадку, я увидел маленькое коричневое пианино Förster из ГДР, хотя точно знал: в этом зале есть отличный Steinway. Так или иначе, я нашел за кулисами рояль Steinway и провел репетицию на нем. Вечером начался концерт, и угадайте, какой инструмент стоял на сцене? Конечно, старенький Förster с весьма посредственным звуком.

Как оказалось, на концерте был Дмитрий Шостакович. Мы встретились после первого отделения, где я солировал, и он был рад встрече, а я думал о том, как же ужасно звучал мой рояль. Шостакович пригласил меня сесть рядом с ним в зрительном зале и послушать вторую часть концерта - тогда звучала Пятая симфония Брукнера, которая исполнялась в СССР очень и очень редко.
Герберт фон Караян
С Леонардом Бернстайном, главным дирижером Нью-Йоркского филармонического оркестра, известным композитором, у нас сложилась и дружба, и продуктивное музыкальное сотрудничество.

У Бернстайна были проблемы со сном. Чтобы уснуть, он слушал музыку по радио. Однажды прозвучал фортепианный концерт Дворжака с оркестром. Бернстайну понравилось исполнение, но ночью на радиостанции не объявляли исполнителей, и он не мог понять, кто играл. Тогда Леонард попросил секретаря позвонить на радио, а тот выяснил, что солировал я.

Все через того же секретаря Бернстайн пригласил меня в Париж. Я приехал, играл для него на рояле, в этот раз уже хорошо подготовившись. Леонард сказал, что в Нью-Йорке тот самый концерт Дворжака еще никто не играл, и предложил там исполнить его. Мы сыграли концерт в Нью-Йорке, сделали его запись с последующей трансляцией на телеканале СBS. Так началось наше сотрудничество. Позже я солировал с оркестром Венской филармонии под управлением Бернстайна.

В то время мы с семьей жили на Канарских островах, и Ленни, как его многие звали, приехал к нам в гости. Помню, он сказал: здесь настолько скучно, что я могу наконец полностью сконцентрироваться на музыке. После той поездки он написал много прекрасной музыки. Думаю, путешествие дало ему вдохновение.
О музыке в России
Мечтаю воплотить еще несколько музыкальных проектов с моим другом Валерием Гергиевым. А еще один мой друг, Денис Мацуев, дает множество шансов молодым музыкантам — это я вижу и работая в жюри конкурса Grand Piano Competition, и на других конкурсах пианистов в Москве, и на его новом конкурсе «Симфония Ямала» в Салехарде. Вообще Россия в целом дает молодым музыкантам возможности и шансы, которых во многих странах нет. Ваша страна уникальна тем, что культура играет в ее повседневной жизни роль намного большую, чем в других странах. Возможно, поэтому я так люблю вашу страну.