концертный сезон
ViiI
06.08.2024

Иван Рудин: «Классическая музыка - это неисчерпаемый источник, исследовать который можно всю жизнь»

На Большом летнем музыкальном фестивале в «Сириусе» дирижер, пианист и худрук Московского государственного симфонического оркестра Иван Рудин решил показать все возможности МГСО. В афише концертов - оперные и симфонические хиты, а солистами выступят выдающийся пианист Юстус Франтц и звезда мировой оперной сцены Ольга Перетятько. Подробнее о программе и выборе репертуара, секретах личной эффективности и способах увлечь классикой молодежь - в интервью Ивана Рудина.

- Московский государственный симфонический оркестр не первый раз выступает в «Сириусе».
Мы в «Сириусе» второй раз, впервые оказались здесь в этом году на Рождество, 7 января. Приехали вместе с Денисом Мацуевым. Поэтому можно сказать, что сотрудничество Московского государственного симфонического оркестра и «Сириуса» началось недавно. От рождественской искры загорелось пламя дружбы. А сейчас на фестивале организована летняя резиденция, и мы стали ее участниками. Для нас это большая честь. Поэтому мы постараемся показать все возможности оркестра. Мы исполняем много оперных сочинений, и здесь показываем две оперы. Играем большие симфонические циклы, поэтому включили в программу симфонии Брамса и Чайковского. Мы играем с замечательными солистами - вместе с нами выступит наш большой друг и старший товарищ Юстус Франтц и сопрано Ольга Перетятько.
- 3 августа вы выступали с оперой «Иоланта»...
Да, на Летнем фестивале «Зарядье» в Москве в этом году мы уже давали «Иоланту», но с другим составом участников. Сюда мы привезли молодых певцов, солистов Большого театра, «Новой оперы», «Геликон-оперы». «Иоланта» - очень популярная и любимая музыкантами опера, хотя и очень непростая. Она не прощает несерьезного отношения к себе. Это самая короткая опера Чайковского, но поскольку она светлая, к ней нужно относиться особенно бережно. Мне кажется, это было успешное исполнение, зал очень тепло нас принимал. И я бы хотел обратить ваше внимание на то, как мы построили программу. Мы начали с «небесной» оперы «Иоланта». Это последняя опера Чайковского. Кто-то посчитал, что в ней, по-моему, больше ста раз произносится слово «Господь», оно играет огромную роль. А вторая программа - которую мы представили 5 августа как противопоставление - это один из эпизодов «Божественной комедии» Данте. Соответственно, сюжет разворачивается в аду. И там два героя реальных событий - Франческо и Паоло. Франческа - супруга влиятельного вельможи папского двора Ланчотто Малатеста из города Римини.
- В отличие от «Иоланты» «Франческа да Римини» Рахманинова не так часто исполняется. Почему, с вашей точки зрения, оперное творчество Рахманинова не получило такого признания?
Нельзя сказать, что оперное творчество Рахманинова не пользуется популярностью. Как известно, Чайковский оценил первую оперную работу Рахманинова «Алеко», поставив пять с четырьмя плюсами.
- Да, это известная история.
Чайковский выбрал оперу «Алеко», которую поставили в Большом театре. А «Франческу да Римини» Рахманинов писал, когда работал в Большом театре дирижером. Эту оперу, действительно, знают меньше и реже играют, потому что она написана, скорее, для симфонического оркестра с солистами, чем для театральной сцены. Все-таки приоритет оркестра в ней очень большой, может быть, поэтому оперные режиссеры реже ее выбирают. Кстати, этот сюжет был предложен братом Чайковского Модестом Петру Ильичу, но тот не стал к нему обращаться. А Рахманинов написал, и получилось очень успешно, как раз для концертного исполнения.
- А в следующем концерте, 7 августа, у вас уже симфонические глыбы: Двадцатый концерт Моцарта и Шестая симфония Чайковского. Это ваш выбор или господина Франтца?
Мы обсуждали несколько концертов, но остановились на Шестой симфонии Чайковского, которая стала последним, заключительным сочинением Петра Ильича. Спустя несколько дней после того, как он продирижировал ее премьеру в Петербурге, в Дворянском собрании (нынешней филармонии), Чайковский скончался. Он пошел с небольшой компанией отмечать премьеру в ресторанчик, где выпил воды, заразился холерой и умер. И, естественно, концерт, который звучит в первом отделении, должен подходить к симфонии, которая имеет такую внутреннюю энергию и занимает в программе если не центральное, то определяющее место.
- И завершает цикл выступлений МГСО концерт с Ольгой Перетятько 11 августа. В программе только русские композиторы. Причем в этом году очень много юбиляров: Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков...
Можно сказать, это год русского искусства. Будем чествовать не только композиторов, но и писателей. Вы еще не назвали Шнитке. И у Пушкина юбилей, поэтому мы включили в программу арии из «Руслана и Людмилы». Иногда думаешь, что Глинка - это русский Моцарт. Русское искусство, русская музыка, как, впрочем, и немецкое искусство - это два неисчерпаемых источника - программ, идей, вдохновения, концертов, спектаклей, всего чего угодно. И сделать концерты русской музыки - это огромное удовольствие, радость. Это очень легко, с одной стороны, а другой - сложно, потому что шедевров столько, что хочется делать эти концерты, как во времена Бетховена, когда они назывались «Академии» и длились по четыре, пять, шесть часов. Русская музыка дает огромное пространство для выбора. Мы остановились на этих сочинениях, но можно было бы набрать еще два отделения других. Будет большой сольный концерт. Ольга много поет в этой программе, она раскроется как сопрано в русском репертуаре. Я уверен, это будет очень интересно для любителей опер.
- Есть мнение, что возраст поклонников классической музыки выше среднего. У вас большой опыт проведения фестивалей, как участника и организатора. Мы можем вспомнить ArsLonga и фестивали в «Зарядье». Как привлечь к музыке молодежь?
«Сириус» самим своим форматом привлекает внимание молодой аудитории, потому что здесь очень много молодежи. На опере «Иоланта» я спиной ощущал, что в зале была совсем юная аудитория, я бы сказал, в районе 3+, может быть, 5+. Очень трогательно, что дети внимательно слушали. Бывает, в каких-то тихих местах дети вдруг что-то говорят, а здесь кто-то буквально один раз чихнул или кашлянул. Это ко многому обязывает музыкантов, с одной стороны, а с другой - вдохновляет. Если дети слушают внимательно, значит, то, что происходит на сцене, попадает прямо в их сердца, значит, им интересно, они увлечены происходящим.
Что касается аудитории, есть процесс естественного развития личности, и каждый человек к тем или иным вещам приходит в свое время. В детстве чего-то совсем не хочется, а потом, когда становишься взрослым, это оказывается очень интересным. Я думаю, все в разном возрасте и по разным причинам приходят к классической музыке. Чем раньше люди это делают, тем богаче их внутренний мир может быть, тем интереснее им будет жить.
- Можете привести свой опыт как пример эффективного вовлечения новой аудитории в мир классической музыки? Я думаю, для «Сириуса» как для молодой площадки это будет очень актуально.
Например, летние фестивали «Зарядья» предлагают много новых, разных форматов. У нас есть и променад-концерты, и концерты на открытом воздухе. Мы делаем много интересных, разнообразных программ, стараясь облекать их в понятный формат, чтобы слушатели и зрители чувствовали себя комфортно. Сама площадка современная, тем самым она повернута лицом к молодой аудитории. Что касается фестиваля ArsLonga, то я начал его делать, когда мне было 18 лет, это был фестиваль молодых и для молодых. И 99% участников были мои сверстники, студенты Московской консерватории, Академии музыки имени Гнесиных. Даже, может быть, школьники, выпускники ЦМШ, Гнесинской школы. Мы все вместе растем, вовлекаем новых молодых музыкантов, и, мне кажется, этот поток со временем делает аудиторию все более молодой. А еще это новые кадры для оперных театров и симфонических оркестров и даже просто педагоги вузов, специальных и детских школ искусств. Требуется большое количество профессиональных людей, и благодаря фестивалям, творческим инициативам, большой поддержке, которую в нашей стране оказывают культурным проектам, можно восполнять кадры и открывать новые звездные имена.
- Вы совмещаете сразу несколько профессий и должностей: дирижер, пианист, гендиректор зала «Зарядье», худрук Московского государственного симфонического оркестра. Все это одновременно административные и творческие задачи. Есть ли особенные секреты от Ивана Рудина, как все успеть и работать максимально эффективно?
Это, с одной стороны, сложный, а с другой стороны, простой вопрос. Честно говоря, длительные размышления о себе отвлекают от настоящих дел.
- Самокопанием вы не страдаете?
В негативном смысле, пожалуй, нет. Я занимаюсь в принципе одним делом - музыкой, просто стараюсь изучить ее с разных сторон. То, что мне кажется необходимым - это дисциплина, воля и любовь. И любовь к музыке, к своему делу. Фестивалю ArsLonga 24 года, за это время я наблюдал, как замечательные, талантливые люди начинают делать свои фестивали, а потом утрачивают к ним интерес. Наша профессия сложно устроена, как у спортсменов: победа, а наутро снова тренировки и тот же длинный путь. Находить в себе любовь к своему делу и силы пройти каждый раз заново путь от нулевого километра к цели - это, пожалуй, самое сложное.
- В таком случае что вы можете пожелать тем, кто в самом начале пути?
Чтобы их любовь к музыке всегда давала им бесконечный заряд энергии для того, чтобы каждый раз, разбирая произведения, изучая что-то, репетируя, находить в себе желание, интерес, и дальше снова испытывать его заново с новым сочинением. Потому что классическая музыка - это неисчерпаемый источник, исследовать который можно всю жизнь, и это бесконечно интересно!