концертный сезон
ViiI
01.08.2024

Шиманская и Степанов исполнили сочинения европейских и русских композиторов в «Сириусе»

1 августа в рамках Большого летнего музыкального фестиваля «Сириус» совместную программу представили яркие представители молодого поколения музыкантов Зарина Шиманская (фортепиано) и Василий Степанов (виолончель).

В первом отделении концерта Зарина Шиманская выступила сольно. Фортепианный блок вечера был посвящен ведущим французским музыкальным импрессионистам Морису Равелю и Клоду Дебюсси. Сами композиторы были категорически против термина «импрессионизм», но прочно вошли в музыкальную историю, как ведущие представители этого направления.
Открыли вечер пять пьес Клода Дебюсси. Первая - «Остров радости» - напрямую связана с живописью. Она написана по мотивам картины «Отплытие на остров Цитеру», созданной в XVIII столетии французским художником Антуаном Ватто. Пьеса стала первым фортепианным «морским пейзфажем», созданным Дебюсси.
Далее прозвучали четыре прелюдии композитора: «Паруса», продолжившие тему моря, «Холмы Анакапри», рисующие южный итальянский пейзаж и картину праздника, «Шаги на снегу», озвучившие тихую поступь, «Менестрели», олицетворяющие современников-джазменов, которые наводнили Европу времени Дебюсси новой музыкой.
Продолжился вечер сочинениями Мориса Равеля. Прозвучала «Игра воды» - пьеса, ознаменовавшая появление новшеств, которые в дальнейшем были признаны характерными для стиля композитора. «Павана на смерть инфанты», принесшая автору мировую известность. В завершении первого отделения прозвучала хореографическая поэма «Вальс». Изначально созданная по заказу Сергея Дягилева для «Русских сезонов», она впоследствии стала самодостаточным произведением, представляющим собой цепь вальсов, объединенных ясной и четкой конструкцией.
Во втором отделении Зарина Шиманская и Василий Степанов выступили дуэтом и исполнили сочинения чешских, немецких и русских композиторов.
Прозвучали два сочинения Антонина Дворжака, одного из самых популярных мировых композиторов конца 19 века - Рондо для виолончели и фортепиано и пьеса «Лесная тишь» из цикла сюиты «Из Богемского леса», раскрывающего впечатления автора от бесконечно прекрасной природы родного края.
Далее музыканты исполнили произведение композитора, на музыке которого Дворжак учился. Прозвучало Адажио и аллегро Роберта Шумана, созданное в 1849 году.
Финальным аккордом вечера стало исполнение Сонаты для виолончели и фортепиано Сергея Прокофьева. Написанная в любимой тональности композитора до мажор, она вошла в число заключительных произведений его творчества.
Музыкальную программу вечера дополнил конферанс музыковеда Ярослава Тимофеева. С виртуозным красноречием и тонким юмором он мастерски переплетал факты из жизни композиторов с увлекательными историями создания произведений.